|
|
Бензины автомобильные. ГОСТ 2084-77. |
1. МАРКИ |
1.1. В зависимости от октанового числа устанавливаются следующие марки автомобильных бензинов:
А-72 - с октановым числом по моторному методу не менее 72;
А-76 - с октановым числом по моторному методу не менее 76;
АИ-91 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 91;
АИ-93 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93;
АИ-95 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95.
Автомобильные бензины подразделяют на виды:
летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов;
зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и остальных районах с 1 октября до 1 апреля.
| 2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
2.1. Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице №1.
2.3. В автомобильный бензин, содержащий продукты термического и каталитического крекинга, коксования и пиролиза, для обеспечения нормы по показателю "индукционный период" при изготовлении допускается добавлять антиокислитель в следующем процентном отношении к указанным выше продуктам вторичных процессов: не более 0,10% антиокислителя ФЧ-16 или ионола, или не более 0,15% антиокислителя Агидол-12.
|
Таблица №1 |
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания |
А-72 | А-76 | АИ-91 | АИ-93 | АИ-95 |
неэтили- рованный | неэтили- рованный | этили- рованный | неэтили- рованный | неэтили- рованный | неэтили- рованный |
ОКП 02 5112 0401 | ОКП 02 5112 0501 | ОКП 02 5112 0502 | ОКП 02 5112 0900 | ОКП 02 5112 0601 | ОКП 02 5112 0300 |
1. Детонационная стойкость: октановое число, не менее |
по моторному методу | 72 | 76 | 82,5 | 85 | ГОСТ 511 |
по исследовательскому методу | Не нормируется | 91 | 93 | 95 | ГОСТ 8226 |
2. Массовая концентрация свинца, г, на 1 дм3 бензина, не более | 0,013 | 0,17 | 0,013 | ГОСТ 28828 с дополнением по п. 4.5 настоящего стандарта |
3. Фракционный состав: |
температура начала перегонки бензина, °С, не ниже: |
летнего | 35 | 30 | ГОСТ 2177 |
зимнего | Не нормируется |
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: |
летнего | 70 | 75 | ГОСТ 2177 |
зимнего | 55 |
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: |
летнего | 115 | 120 | ГОСТ 2177 |
зимнего | 100 | 105 |
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: |
летнего | 180 | ГОСТ 2177 |
зимнего | 160 |
конец кипения бензина, °С, не выше: |
летнего | 195 | 205 | ГОСТ 2177 |
зимнего | 185 | 195 |
остаток в колбе, %, не более | 1,5 | ГОСТ 2177 |
остаток и потери, %, не более | 4,0 |
4. Давление насыщенных паров бензина, кПа (мм рт. ст.), не более: |
летнего | 66,7 (500) | ГОСТ 1756 (арбитражный метод) или ГОСТ 28781 |
зимнего | 66,7-93,3 (500-700) |
5. Кислотность, мг КОН на 100 см3 бензина, не более | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 0,8 | 2,0 | ГОСТ 5985 с дополнением по п.4.3 настоящего стандарта или ГОСТ 11362 |
6. Концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более: |
на месте производства | 5,0 | ГОСТ 1567 или ГОСТ 8489 |
на месте потребления | 10,0 |
7. Индукционный период бензина на месте производства, мин, не менее | 600 | 1200 | 900 | 1200 | 900 | ГОСТ 4039 |
8. Массовая доля серы, %, не более | 0,10 | ГОСТ 19121 |
9. Испытание на медной пластине | Выдерживает | ГОСТ 6321 |
10. Водорастворимые кислоты и щелочи | Отсутствие | ГОСТ 6307 |
11. Механические примеси и вода | Отсутствие | По п. 4.4 настоящего стандарта |
12. Цвет | - | - | Желтый | - | - | - | Визуально |
13. Плотность при 20°С, кг/м3 | Не нормируется. Определение обязательно | ГОСТ 3900 |
Примечания:
1. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные бензины.
2. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу:
10% перегоняется при температуре не выше 75°С,
50% перегоняется при температуре не выше 120°С.
3. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускается температура конца кипения бензина летнего вида - не выше 205°С; бензина зимнего вида - не выше 195°С.
4. Автомобильные этилированные бензины, предназначенные для экспорта, изготовляют без добавления красителя. Допускается бледно-желтая окраска. Концентрация свинца в них не должна превышать 0,15 г/дм3. Массовая доля меркаптановой серы по ГОСТ 17323 - не более 0,001%.
5. По согласованию с конкретными потребителями допускается выработка отдельных партий бензина с индукционным периодом не менее 450 мин.
6. Для длительного хранения в Госрезерве предназначен бензин только летнего вида марки А-76 во все времена года с обязательным определением в нем заводом-изготовителем индукционного периода.
|
2.4. Этилированный бензин должен быть окрашен. Цвет каждой марки бензина, наименование и количество красителя, добавляемого в бензин, должны соответствовать требованиям, указанным в таблице №2.
|
Таблица №2 |
Марка бензина |
Цвет |
Наименование красителя |
Масса красителя, мг на 1 кг бензина |
А-76 | Желтый | Жирорастворимый желтый К | 6 + 0,1 |
Примечание. Для бензинов марки А-76 допускается использовать краситель жирорастворимый желтый "Ж" в концентрации (4 + 0,1) мг на 1 кг бензина.
|
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ |
3.1. Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество бензина, однородного по показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве.
3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.
Индукционный период бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и по требованию потребителя.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приеме-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания новой пробы из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
|
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ |
4.1. Пробы автомобильного бензина отбирают по ГОСТ 2517. Объединенная проба - 2 дм3 бензина каждой марки. Пробы автомобильных бензинов на случай разногласий отбирают в тару из темного стекла.
4.2. Исключен.
4.3. Кислотность определяют по ГОСТ 5985 со следующими дополнениями: для анализа применяют ректификованный технический спирт по ГОСТ 18300. Спирт кипятят в колбе с обратным холодильником, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании бензина индикатор больше не добавляют.
4.4. Бензин, налитый в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
4.5. Допускается определять концентрацию свинца в этилированных бензинах по ГОСТ 13210.
|
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ |
5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510 со следующим дополнением: в документе, удостоверяющем качество бензина, после наименования марки указывают вид (летний или зимний).
|
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ |
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие автомобильного бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок устанавливается 5 лет со дня изготовления бензина.
Допускается в пределах гарантийного срока хранения (при хранении на нефтебазах, складах и автоколонках) повышение температуры, при которой перегоняются 10% бензина, - на 1°С, температуры промежуточных точек перегонки - на 2°С, а конца кипения - на 3°С и увеличение остатка в колбе на 0,3%.
|
7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ |
7.1. Автомобильный бензин до этилирования и окраски представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горячую жидкость.
7.2. Температура самовоспламенения автомобильных бензинов 255-370°С, температура вспышки минус 27 - минус 39°С, область воспламенения 0,76-5,16% по объему, температурные пределы воспламенения: нижний минус 27 - минус 39°С, верхний минус 8 - минус 27°С.
7.3. Взрывоопасная концентрация паров бензина в смеси с воздухом составляет 1-6%, предельно допустимая концентрация паров бензина в воздухе 100 мг/м3.
7.4. В помещениях для хранения и использования автомобильных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывопожа-робезопасном исполнении.
При работе с бензином не допускается использование инструментов, дающих при ударах искру.
7.5. При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
7.6. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
7.7. Автомобильные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека. При работе с бензинами следует применять индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
7.8. Оборудование и аппараты процессов слива и налива должны быть герметизированы с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду рабочего помещения.
Помещения, в которых проводят работы с автомобильными бензинами, должны быть снабжены надежной вентиляцией.
7.9. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе товаротранспортных и производственных операций с автомобильными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, утвержденные в установленном порядке.
7.10. При хранении, перевозке и применении этилированного бензина следует соблюдать правила обращения с этилированными бензинами.
7.11. Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества.
|
|